Linear drive

The following diagrams show linear movement according to three most common kinematic schemes of portal mechanism used in modern machinery manufacturing: ball screw, gear rack (rack & pinion) and linear drive (direct drive).

Ball screw unit

  • Components subject to mechanical wear

Gear rack

  • Components subject to mechanical wear

Linear drive

  • Components subject to mechanical wear
  • Components free from mechanical wear

Comparison between ball screw unit and direct drive

The structure of the ball screw unit possesses the big number of mechanical joints which lead to wear and consequently to lower processing accuracy. In its turn, the linear drive consists of just two parts which interact only at the electromagnetic level. The parts do not contact mechanically and consequently the mechanical wear of the linear drive is absent.

However, the coordinate system uses linear guides and linear bearings which are mechanical parts and are subject to wear either. They are used in the linear drives, ball screw units and rack pinion systems. Therefore, the statement that the linear drives are not subject to wear may be partly considered true or a marketing trick.

It’s worth mentioning that the ball screw systems for long travels show additional problems due to additional mechanical tension having appeared as a result of screw deflection. Such systems demand precise engineering calculations and high quality components. To sum up, some manufacturers may provide unreliable coordinate systems since they don’t possess satisfying engineering facilities.

Features comparison of rack & pinion with direct drive

Unlike the ball screw, the rack & pinion do not show tension and high inertial load to the motor. Nevertheless, it still demands high quality production of the coordinate system: high precision installation of guides, rack & pinion, gear box and motor. Decent quality of the machine’s bed and close fitting let the rack &pinion based on the hardened gear pinion ensure long and stabile machine operation.

However, errors and tolerances can result in backlash and fast mechanical wear of the drive. As in the previous case, some manufacturers may provide unreliable coordinate systems since they don’t possess satisfying engineering facilities.

Let’s consider the control processes in each case

Since there is smaller number of stages to convert electrical energy into linear motion, the linear drive shows higher efficiency than the ball screw drive or pinion rack. Besides this the linear drive doesn’t have mechanical backlash due to absence of mechanical joints.

However, the linear drive is not only part of the coordinate system, and basically it can’t guarantee backlash absence in the system. The coordinate system includes linear bearings which move along the linear guides which in their turn may have backlash.

Apart from this linear drive feedback (magnet or optical scale) may show the hysteresis effect, i.e. a particular dead area if motion direction is changed. This may affect the positioning accuracy in the same way as the mechanical backlash.

To sum up, absent backlash in the coordinate system based on the linear drive may be considered as a marketing half-truth.

Comparison of drive types

Wear

Coordinate systems based on ball screw unit and pinion rack are subject to slightly higher wear than linear drive since a bigger number of interacting mechanical parts. Nevertheless, linear drive does not guarantee full absence of wear, since coordinate system still possesses some mechanical parts.

Backlash

System’s mechanical backlash affects directly the repeatable positioning accuracy. Due to bigger number of mechanical joints coordinate systems based on ball screw unit and pinion rack have slightly larger backlash values. However, the coordinate system based on the linear drive still has the backlash which appears at the linear bearings.

Long travel accuracy

Regarding coordinate system based on linear drive the long travel accuracy is defined by feedback accuracy of position (magnet or optical scale), and accuracy of portal installation (right angle) and tracking system. Concerning coordinate systems based on ball screw and rack & pinion the accuracy is defined by machine bed quality and guides’ installation. The calibration of the coordinate system using a laser interferometer is required in both cases in order to compensate deviations of the long travels. After it the long travel accuracy remains almost the same not depending on the used type of drive. Application of the linear drive is preferable since it is simpler and doesn’t require facilities to ensure high quality production and calibration. However, application of the linear drive itself doesn’t guarantee the long travel accuracy.

Dynamics

The coordinate system based on the ball screw unit demonstrates quite low dynamic parameters due to technological issues (heavy weight of the ball screw unit and, as a consequence, high inertial load). Nevertheless, the dynamic parameters can be enhanced due to increased motor power.

The coordinate system based on the rack & pinion possesses high dynamic characteristics limited by motor’s inertial load and rotor.

The coordinate system based on the linear drive show high dynamic characteristics limited by load and motor response.

Particular dynamic parameters of the coordinate system depend on the applied drive and load weight (portal). Weak linear drive can’t provide the proper dynamics and then can’t even be compared to the system of rack & pinion and servo drive. At the same time, powerful motor installed with ball screw unit is able to ensure satisfying dynamic parameters of the coordinate system.

Reliability

Since the system based on the linear drive possesses smaller number of mechanical parts and joints it ensures the highest level of reliability. However it’s worth mentioning that a drive is not the only component of the laser cutting machine that affects the reliability, therefore, it is the general reliability of the system that shall be estimated.

Accuracy of travel along the contour

Accuracy of travel along the contour hardly depends on the drive type and it is defined by the rigidity of coordinate system structure (incl. portal), as well as by the frequency response of the coordinate system (which in its turn depends on structural features of the portal, head mounting and other components).

Accuracy of travel along the contour is also concerned with dynamic parameters of the coordinate system. Since the powerful drive is installed, the high dynamics at free running can be reached (with the switched off tool); if the machine construction is not rigid enough, the significant decrease of acceleration and deceleration values is required to provide the accuracy.

Pricing

Having equal technical parameters, the linear drive is more expensive than the ball screw or the gear rack. The reason is that the direct drive requires long powerful neodymium “magnet way” along which the drive is moving. At the same time regular servo drive has smaller amount of magnets and they are located on the rotor, which rotates many times during working travel of coordinate.

The table can be scrolled left / right

Coordinate system based on the bass screw unit Coordinate system based on the rack & pinion Linear drive
Subject to wear. Heavy wear if low quality manufacturing. Subject to wear. Heavy wear if low quality manufacturing. Subject to wear. The wear is slightly less than other types of coordinate systems.
Presence of carriage and drive backlash which affects the accuracy. Presence of carriage and drive backlash which affects the accuracy. Presence of carriage and drive backlash which affects the accuracy. Presence of hysteresis effect at feedback, which affects the accuracy. Repeatable accuracy is slightly higher than others.
Reduced precision at long travels. Reduced precision at long travels. High precision at any travels.
Average dynamics. High traveling dynamics (if applying high performance drive). High dynamics (if applying high performance drive).
High reliability while maintaining proper quality of manufacturing. High reliability while maintaining proper quality of manufacturing. High reliability.
Average cost. Average cost. High cost.

In conclusion

The linear drive has some undeniable advantages, which are not a universal remedy though. In fact the linear drive itself insignificantly prolongs equipment’s life time, increases accuracy of coordinate system and traveling dynamics. The linear drive’s advantages can be fully estimated unless and until its high power, well-thought construction of the coordinate system (high rigidity and frequency response) and high quality of manufacturing, in other words applying the combined approach to the equipment.

Assuming high manufacturing quality, conventional drives (ball screw and rack pinion) will be slightly less reliable than the direct drive machines (as long as the rest of components of the compared machines are equally reliable). Nevertheless, the linear drive is the simplest and most effective solution for reaching the required level of reliability under unsatisfying technical and engineering capabilities; which is the reason of its fast-growing popularity.

Линейный привод

Ниже приведены схемы реализации линейного перемещения трех видов наиболее распространенных кинематических схем портального механизма, которые используются в современном станкостроении: шарико-винтовой пары (ШВП), реечной передачи (шестерня-рейка) и линейного двигателя (прямого привода).

Шарико-винтовая пара

  • Элементы, подверженные механическому износу

Реечная передача

  • Элементы, подверженные механическому износу

Линейный двигатель

  • Элементы, подверженные механическому износу
  • Элементы, не подверженные механическому износу

Сравнение ШВП с прямым приводом

Конструкция ШВП предполагает большое количество механических сопряжений, что приводит к износу частей шарико-винтовой пары и как следствие потери точности обработки. В свою очередь, линейный двигатель состоит всего из двух частей, взаимодействие которых происходит исключительно на электромагнитном уровне. Механического контакта между частями нет, следовательно, нет механического износа самого линейного привода.

Однако кроме привода в координатной системе используются линейные направляющие и линейные подшипники, которые также являются механическими компонентами и подвержены износу. Они используются равно как в системах на линейном приводе, так и в системах на ШВП или зубчатой рейке. Таким образом, утверждение, что системам на линейном приводе не свойственен механический износ – маркетинговая уловка и лишь отчасти является правдой.

Следует отметить что, присутствует дополнительная сложность реализации систем ШВП для длинных ходов, что обусловлено дополнительными механическими напряжениями вследствие прогиба винта. Для таких систем требуется точный инженерный расчёт и использование высококачественных комплектующих. Поэтому производители, не обладающие достаточным инженерно-научным потенциалом, делают координатные системы ШВП с низкой надёжностью, либо избегают её использования.

Сравнение особенностей реечной передачи с прямым приводом

Реечная передача лишена таких недостатков ШВП, как прогиб и высокая инерционная нагрузка на двигатель, но требует ещё более высококачественного исполнения координатной системы: высокоточной установки направляющих, зубчатой рейки, редуктора и двигателя. При должном качестве изготовления станины и сборке, современная зубчатая передача на основе закалённой шестерни-рейки обеспечит длительную и стабильную работу станка.

Однако погрешности в изготовлении станины или установке направляющих могут привести к появлению люфтов и быстрого механического износа привода. Поэтому, как и в случае с ШВП, производители, не обладающие опытом и технологиями высокоточного изготовления координатных систем, либо не могут обеспечить должной надёжности станка, либо избегают использования реечной передачи.

Рассмотрим процесс управления в каждом случае

В силу меньшего количества этапов преобразования электрической энергии в поступательное движение, линейный привод обладает лучшим КПД, нежели привод на ШВП или зубчатой рейке. Кроме этого, благодаря отсутствию механических сочленений линейный привод лишён механических люфтов.

Однако, поскольку привод является неединственной частью координатной системы, само по себе использование линейного привода не означает отсутствие люфтов в системе целиком. Координатная система опирается на линейные подшипники, которые движутся по линейным направляющим. И эти механические компоненты имеют собственные люфты.

Кроме этого, обратная связь (магнитная или оптическая линейка) линейного привода, имеют так называемый гистерезис, т.е. определенную зону нечувствительности при смене направления движения. Эффект на точность позиционирования координатной системы у этого явления точно такой же, как и у механического люфта.

Поэтому декларирование отсутствия люфтов в координатной системе на линейном приводе – это маркетинговая полуправда.

Сравнение характеристик различных типов приводов

Износ

Координатные системы на ШВП и зубчатая передача подвержены несколько большему износу, чем линейный привод, в силу взаимодействия большего числа механических компонентов. Тем не менее, поскольку координатная система ни в том, ни в другом случае не лишена механических компонентов полностью, линейные привод не гарантирует отсутствия износа.

Люфты

Механические люфты системы напрямую влияют на повторяемость позиционирования координатной системы. В силу большего количества механических сочленений координатные системы на ШВП и зубчатой рейке имеют несколько большую величину механического люфта. Однако, координатная система на линейном приводе также не лишена люфтов, появляющимися в линейных подшипниках.

Точность на длинных ходах

Точность на длинных ходах в случае координатной системы на линейном приводе определяется точностью системы обратной связи по положению (магнитной или оптической линейкой), а также точностью установки портала (прямого угла) и самой системы слежения. В случае координатных систем на основе ШВП или зубчатой рейки, точность определяется качеством изготовления станины и установки направляющих. В обоих случаях, чтобы компенсировать отклонения на больших ходах, требуется калибровка координатной системы при помощи лазерного интерферометра. После такой калибровки, точность системы на длинных ходах остаётся приблизительно одинаковой, независимо от типа используемого привода. При отсутствии надлежащего качества производства и инженерно-технических возможностей для калибровки координатной системы, использованием прямого (линейного) привода является более предпочтительным в силу своей простоты. Однако само по себе использование линейного привода не гарантирует потери точности перемещений на длинных ходах.

Динамика

Координатные системы на базе ШВП имеют не очень высокие динамические характеристики, в силу технологических особенностей (высокая масса ШВП и, как следствие, высокая инерционность нагрузки). Тем не менее, динамические характеристики могут быть подняты за счёт наращивания мощности двигателей.

Координатные системы на базе зубчатой рейки имеют высокие динамические характеристики, ограниченные инерционностью нагрузки и ротора двигателя.

Координатные системы на линейном приводе имеют высокие динамические характеристики, ограниченные инерционность нагрузки и двигателя.

Конкретные динамические характеристики координатной системы зависят от используемого типа привода и веса нагрузки (портала). Слабый линейный привод не обеспечит надлежащей динамики, и даже не сравнится с системой на зубчатой рейке и сервоприводе. В тоже время двигатель высокой мощности, установленный с ШВП, может обеспечить вполне достаточные динамические характеристики координатной системы.

Надёжность

В силу меньшего количества механических компонентов и сочленений система на линейном приводе обеспечивает несколько более высокий уровень надёжности. Однако, всегда следует помнить, что привод является не единственным компонентом станка лазерной резки, и следует оценивать общую надёжность системы в целом.

Точность контурных перемещений

Точность контурных перемещений мало зависит от типа привода и определяется в первую очередь механической жёсткостью конструкций координатной системы (в т.ч. портала), а также частотным ответом координатной системы (который, в свою очередь, зависит от конструктивных особенностей портала, крепления головки и других компонентов).

Точность контурных перемещений также связана с динамическими характеристиками координатной системы. Установив мощный привод можно добиться высокой динамики на холостых ходах (с отключенным инструментом), но для обеспечения точности, если конструкция станка недостаточно жёсткая, требуется значительное понижение значений ускорений и торможений.

Стоимость

При равных технических параметрах координатная система на линейном приводе дороже, чем координатная система на ШВП или зубчатой рейке. Это объясняется тем, что для прямого привода требуется длинная «магнитная дорога», вдоль которой и движется привод, собранная из мощных неодимовых магнитов. В то время как у обычного серводвигателя количество таких магнитов значительно меньше и они находятся на роторе, который поворачивается множество раз в пределах рабочего хода координаты.

Таблицу можно прокручивать влево/вправо

Координатная система на ШВП Координатная система на зубчатой рейке Линейный двигатель
Подвержена износу. Высокий износ при некачественном изготовлении. Подвержена износу. Высокий износ при некачественном изготовлении. Подвержена износу. Износ несколько меньше, чем у координатных систем других типов.
Наличие люфтов в тележках и приводе, влияющих на точность. Наличие люфтов в тележках и приводе, влияющих на точность. Наличие люфтов в тележках, влияющих на точность. Наличие гистерезиса в обратной связи, влияющего на точность. Повторяемость позиционирования несколько выше, чем у КС других типов.
Снижение точности на длинных ходах. Снижение точности на длинных ходах. Высокая точность на любых ходах.
Средняя динамика. Высокая динамика перемещения (при использовании мощного привода). Высокая динамика перемещения (при использовании мощного привода).
Высокая надёжность при должном качестве изготовления. Высокая надёжность при должном качестве изготовления. Высокая надёжность.
Средняя стоимость. Средняя стоимость. Высокая стоимость.

Выводы

Линейный привод обладает рядом неоспоримых преимуществ, однако не является «панацеей от всех бед». Сам по себе линейный привод лишь незначительно увеличивает срок службы оборудования, повышает точность координатной системы и динамику перемещений. Достоинства линейного привода раскрываются только при условии его высокой мощности, продуманной конструкции координатной системы (с высокой жёсткостью и частотным ответом) и высокого качества изготовления станка, иными словами, при комплексном подходе к оборудованию.

При высоком качестве изготовления машины на базе традиционных приводов (ШВП и зубчатой рейке) лишь немногим будут уступать в надёжности станкам на прямом приводе (при условии, что все остальные комплектующие на станках сравниваемых типов обладают одинаковой надёжностью). Тем не менее, при недостаточных технологических и инженерных возможностях линейный привод – наиболее простой и эффективный выход для обеспечения приемлемого уровня надёжности координатной системы, что обуславливает его возрастающую популярность.

Продвижение координатных систем на базе линейного привода, как «вечных» - не более чем маркетинговая уловка для завлечения не особо сведущего в технических подробностях покупателя. Компания Unimach производит станки на всех трёх типах приводов: ШВП, зубчатой рейке и линейном (прямом) приводе, что позволяет всегда предложить наиболее эффективное решение с точки зрения цены, производительности и надёжности для каждой задачи.